телефон

Постом о туризме

"В местечке Роншан Вогезской возвышенности, рядом со знаменитой во Франции паломнической церковью Нотр-Дам-дю-О, открывается новый монастырь ордена клариссинок со зданием для паломников".

Церковь в Роншане построена знаменитым зодчим ЛеКорбюзье  в 1950-х гг.  Некоторыми советскими теоретиками была воспринята как некое "покаяние" бывшего апологета "машинной архитектуры" при повороте от идеи "кубов на ножках" к авангардным нюансным контектстуальным объектам, каким бесспорно является церковь в Роншане.

Комплекс монастырских строений рядом с церковью Ле Корбюзье запроектировал в 2016 году известнейший зодчий Ренцо Пиано, который, невзирая на свою фамилию (букв. перевод- "тихий") являлся в нач.1970-х соавтором вполне себе кричащего стиля "хай-тек".
http://i.archi.ru/i/650/19905.jpg
Желание вписать свои здания в окружающий ландшафт и зрительно подчинить шедевру авангарда 1950-х - имхо возможно тоже своеобразное покаяние маэстро Пиано перед религией, природой и работой предшественника. Вообще такое чувство- редкое в современной среде ведущих мировых мастеров, не щадящих исторические центры городов ради самовыражения и бизнес - идеи, можно назвать покаянием. Да ещё и в свой 70-летний юбилей. Настоящим архитектурным покаянием. За Париж 1970-х.

Ну вот, появилось желание увидеть обновлённую туристическую приманку. А причём здесь монастырь? Опасная подмена, но ныне в Европе универсальный туризм - едва ли не обязательное условие для открытия нового монастыря.
Что же делать нам? Возможно, стоит ждать открытие монастыря при соборе в Барселоне Гауди, в Лондоне К.Рена, если к ним пристроят что-либо Н. Фостер, З. Хадид или Ф. Гери. Посещаем мы их по желанию, светским образом и переживаем за их целостность в дальнейшем.

Но вряд ли стоит ожидать подобного, например, на Афоне.
Открытие нового храма, конечно, всегда интересно, но посещать постом следует те паломнические места, куда направлялись наши предки, преклоняясь перед настоящими святынями.

PS  Схожий случай (специально созданный монастырь при объекте архитектурного туризма) был и у нас- женский Васильевский монастырь 1910 г. открытия при отреставрированной А.В.Щусевым мемориальной домонгольской церкви святого Василия в Овруче (ныне на Западной Украине). Община была организована в память о погибшем здесь в 977 году герое "Повести Временных лет" князе Олеге Святославовиче. Именно в память и ничего больше, ибо даже останки князя захоронены в Киеве. Попытки их сделать мощами провалилась (Владимир Мономах  в 1044 г. выкопал и крестил его кости). Церковь 1190-го года была построена зодчим- новатором Петром Милонегом и представляла собой ту же идею сочетания образа храма и града в одном. В церкви были росписи Петрова- Водкина на исторические темы, сделано всё было очень красиво, невероятно заманчиво, в прогрессивном тогда стиле модерн. Открывал комплекс сам Император. Но что-то я не слышал, чтобы и ныне туризм в Овруч чем-то заменял паломничество к настоящим православным святыням, особо не выделенных архитектурно. Скорее, дополнял.
телефон

Новый Иерусалим. Итоги. Шатёр.


На этом фотосравнении видно, что восстановленный в советское время шатёр больше  подходил к взорванному дореволюционному по отметкам окон. В основании шатра появилась не существовавшая никогда металлическая «юбка», из-за чего декоративное ограждение зрительно уехало вглубь шатра, а должно быть на краю. Центральная глава по рисунку не похожа на дореволюционную главу, отсутствует характерная барочная «приплюснотость», а в завершающей части шатра над последним ярусом окон пустое пространство. Фактура покрытия шатра не соответствует исторической, имеет «мятый» вид. На главе не сделаны характерные для барокко гурты.


23 декабря 2015 года строительная организация официально закончила воссоздание центральной части Новоиерусалимского монастыря, в частности, знаменитой Ротонды над Кувуклией, примыкающей с запада к соборному комплексу монастыря. История этой ротонды полна трагичных страниц. Задуманная Патриархом Никоном и выстроенная изначально в XVII веке, простояла недолго- вскоре обрушился каменный шатёр. В XVIII в.  волею Императрицы Елизаветы Петровны шатёр восстанавливали зодчие Б. Расстрелли и К. Бланк уже из дерева. Многократно ремонтированный, этот шатёр достоял до Великой Отечественной войны, когда в 1941 г. был взорван вместе с центральным комплексом немецкими захватчиками. В 1970-1980-е гг. восстановлен уже в металлических конструкциях. С 2010-х гг. Президентом Медведевым Д. А.  начато восстановление комплекса, советский шатёр (вызывавший у многих нарекания во многом из-за погрешности в размерах и отсутствия утеплённости) разобрали и возвели новый, уже деревянный.
Именно этот шатёр и вызвал критику общественности, многие эксперты отказались участвовать в согласовании работ (например, Т. Е. Каменева и др.), т.к. из-за возникшей впервые задачи утеплить конструкции были сильно искажены его геометрические размеры, прежде всего, слуховых окон. Связь с общественностью была потеряна, строительная компания закрыла доступ к объекту и вела работы абсолютно самостоятельно. В результате даже полезные советы до строительной компании не доходили (для компенсации размеров применить тонкий эффективный утеплитель, тройные стеклопакеты и пр.), и мы имеем сейчас объект, сильно искажённый в своих размерах с оригиналом.

на фотоснимке слева - окна советского шатра, справа- нынешние, новодельные. Фото В. Царина.
Сам рисунок вертикальных заполнений оконных проёмов не выдерживает никакой критики и не соответствуе оригиналу. Даже детали декора не соответствуют тому, что было, имеют измельчённые размеры!
Между тем даже советский шатёр имел вполне приличные для барокко оконные заполнения. Что мешало установить ложные окна с нормальным размером переплётов?

Думается, это единстенное, что можно сейчас исправить не затрагивая конструкции здания- сделать нормальные слуховые окна.
телефон

немного о воссоздании Полоцкого собора в Витебске

Готовится "строительство Софийского собора в Витебске по образу Полоцкой Софии XII века". 
Новость старая, площадку освятили год с лишним назад, а в апреле с.г. был крестный ход.

Идея интересная. И ничего, что Витебск западнее Полоцка на 100 км. Этож символ границ Древней Руси, а не буквальный маркер. Княжества Полоцкого уже полтыщи лет как нет, государства ныне соверщенно другие. Вот и понадобилось вспомнить об истории, о духовных связях. Библейское выражение: "Премудрость созда себе дом", понимающее Софию как мудрость Строительства, можно понимать и в строительстве единого государства. Так понимали посвящение собора в XI веке, так же хотят подчеркнуть изначальное единство государств Киева, Москвы и Полоцка (Витебска). Н. П. Кондаков пишет о Софии Константинопольской: «В силу своего соборного значения св. София... получила свое посвящение не какой-либо частной местной святыне или святому, но высшей религиозной идее»

Но что-то мне не нравится представленный проект. Говорю с сожалением, что вижу ошибки в деталях. Именно в заврешающем пятиглавии (по плану центр. глава значительно шире, а значит и выше), в количестве (Мокеев считает, что глав было 7, а мы в проекте видим 8) и расстановке глав над галереями, в высоте лестничной башни, в деталях барабанов. Совершенно механическая расстановка окон на фасадах (копи-паст). А, посмотрев на атрибуты цокольной части здания- лесенки, ограждения площадок и главки над входом- загрустил. Очень непродуманно и портит впечатление готовящейся дешевизной воплощения. Тектура кирпичной кладки в проекте, подобранная для объёмных изображений, не выражает техники укладки "с утопленным рядом" Полоцкого и др. Софийских соборов.
Делаем реплику реплики Константинопольского собора. Но теперь разнос с прообразом такой, что может подпортить эту благородную идею.

Ну и, конечно, крайне слабая изученность Полоцкой Софии. В униатское время она была перестроена до неузнаваемости, значительно сильнее, чем в Киеве. "София Полоцкая капитально ремонтировалась в XV-XVII веках. После взрыва хранящейся в ней пороховой казны и обрушения в 1705 году, oнa была перестроена с полным изменением древнего облика. А с новой перестройкой в 1738-50 гг. храм получил вторую апсиду на западе и две высокие башни-колокольни, превратившись по облику в настоящий католический храм." Учёные немного изучали апсиды, план здания, но саму массу кладки- нет. Комеч писал, что "Желательно тщательное и целенаправленное изучение всех кладок (и не только чисто археологическое) для того, чтобы нам стали понятнее облик собора и особенности его генезиса".Может, стоит изучить оригинал, выделить средства на археологические обмеры. А то источником проекта названа лишь книга Вал. А. Булкина, с ним спорил Комеч,особенно по поводу весьма возможного существования нартекса (притвора, или западной галереи), расстановки лестн.башен.

Надеюсь, что авторы проекта в процессе разработки чертежей исправят эти досадные ошибки.
телефон

явление Страстной иконы

А вот на днях, 26-го, в праздник Страстной иконы, Она вновь появилась на Пушкинской площади.

Пришёл о. Александр и Кадашей. Там тоже всё плохо- идут работы по строительству элитного центра на храмовой земле.
Ну и у нас тоже всё круто- должны убраться из дома Телешова в недельный срок.
телефон

очередное беззаконие- уничтожение руин дома дьякона в Кадашах.

Уничтожены руины дома, завещанного церкви. Это мешает строительству нового жилого комплекса. Плохо, тк по закону 73 мы можем воссоздать лишь то , чьи хоть какие материальные остатки сохранились.
Вот петиция, а к чему она? Патриарх и Мэрия приговорили Кадаши....
телефон

необходимое уточнение и извинение.

Прошу искреннее прощение за свои нападки против уважаемого историка Киприна В.А. В своих двух постах (первую- про Кремлёвские монастыри, и вторую- про церковь Успения на Покровке) я неправильно понял посыл Владимира Андреевича и исказил смысл его выступлений. В этих двух выступлениях он усомнился в достаточности исторического материала- обмеров и т.п. для воссоздания этих объектов, а не возражал в принципе против этих воссозданий.
А мои недостаточные знания в архивном деле не позволили мне спорить с ним по существу.

В оправдание себе могу сказать лишь, что мои чувства огрубели, когда тысячи воссоздаваемых по всей России церквей не имеют и толики той фиксации, что есть по ним. В лучшем случае- пара фото и невнятный кро-охотный архивный чертёж. Конечно, результат бывает не ахти, и это недопустимо для таких центровых объектов, о которых говорит В. А. Киприн.

В общем, надо искать материалы, Кремль рассекретит свои архивные сокровища, с помощью таких крупных специалистов как В.А.Киприн, мы всё-таки скуём приемлимый по качеству и научно обоснованный проект.
телефон

глоток воздуха в Замоскворечье

Но, похоже, последний в этом месте. Вовсю идёт стройка нового корпуса старой Третьяковки по проекту Чобана. Проект много раз критиковался и общественностью, и в самых верхах Москомархитектуры (по-моему, первый раз в жизни А.Боков пошёл на откытый конфликт, но даже ему ничего не удалось изменить).
Сколько исторических доминант здесь будет перекрыто
какой-то невнятной коробкой, как кажется, совершенно не подходящей к этому по- настоящему красивому месту. Опять какие -то зрительно отпугивающие модернисткие торчащие углы. "Будем посмотреть", конечно, но результат пока очевиден.

Между прочим, здание градостроительно важное, его будет видно с Большого Каменного моста и вдоль всей Болотной и т.д.


С этого вида И.Е.Репин, изготовившись с кистью и красками, будет готов рисовать этот шедевр.

телефон

(no subject)

Завёл себе страничку на marhi.academia.edu
Закачал туда только что вышедшую свою статью Функция и значение Кремлёвских монастырей в старину и сейчас
в сборнике "Кадашёвские чтения" 2015 г.

Кстати, ресурс интересен тем, что разные интересные учёные, люди с научными интересами выкладывают там свои работы- статьи и книги. С удовольствием ознакомился там с теми, кто публиковался в 1990-е гг. в сборниках, имевших мизерный тираж. Некоторые материалы прошедших конференций так и не были напечатаны, а ведь это интереснейший материал. После многих лет монопольного владения информацией слово получили молодые учёные. Скачал интересные статьи В.В.Седова-мл., А.Г.Мельника, и др. по интересующей меня теме- история русской архитектуры, постижение смыслов,образов, символов, заложенных в древнерусских храмах, монастырях, городах. Без этого заниматься современным храмостроительством невозможно.
телефон

Вкуснотень на Никольской

Говорят, самая лучшая реклама- не стенды какие-то с надписями, а действенный образ. Надо продать мороженое- выйди и продай. А сейчас многие считают, что нужны какие-то рекламные ходы, компании...Пустое это.
телефон

В Зарядье находки!

Виды Кривого переулка, по трассе которого археологи нашли и древнюю мостовую XVII века и до 900 древних находок включая древнерусский шлем.
13_новый размер.jpgIMG_4851.jpg

Кривой переулок (отмечен на генплане жирной синей линией) криво обходил стилобат гостиницы "Россия" с восточной стороны, подныривая под его пандусы. Поэтому частично уцелел. Общая картина правда невесёлая.Что от Кривого сожрал новый котлован,пока неясно.