Роман (aromus) wrote,
Роман
aromus

Categories:

про виды покрытий мостовых в Москве

   Читал воспоминания А. Гуревича "Москва в начале ХХ века. Заметки современника" (скачать можно тут) и удивлялся, какие разные виды покрытий мостовых были в Москве.
   "Тротуары в центре города были асфальтированы. Только у некоторых старых домов сохранились вместо асфальта белые каменные плиты. Края тротуаров часто были булыжными, бордюрный камень был редкостью...
   На окраинных улицах роль покрытия тротуара выполняла узкая дорожка из асфальта или кирпича...
   Мостовые были булыжными. Только в 1910-1912 гг. начали появляться усовершенствованные покрытия. Площадь между колоннадой Большого театра и сквером с этого времени была замощена крупноразмерным клинкером. Участок Тверской от дома генерал-губернатора (здание Моссовета) до Пушкинской площади включительно был частично заасфальтирован, частично покрыт деревянной торцовой мостовой."
  

В отличие от Ленинграда, торец был не шестигранный, а прямоугольный, как кирпич, и положен местами прямо или по диагонали. Далее Тверская до площади Маяковского была замощена «кляйн-флястырем» — мелкой квадратной шашкой на
бетонном основании, выложенной дугообразным рисунком. Далее за площадью Маяковского, до Белорусского вокзала, шла брусчатая мостовая, ровесница такой же мостовой, сохранившейся на Кузнецком мосту. Петровка до Столешникова переулка и сам Столешников переулок в эти годы были заасфальтированы.
У некоторых богатых особняков мостовые на половину ширины, а иногда и на всю ширину, были асфальтированы или покрыты деревянным торцом, чтобы заглушить шум от железных колесных шин и лошадиных подков.
На некоторых тихих улицах и переулках с малой интенсивностью движения между булыжниками прорастала трава, которую полагалось выпалывать, дабы улица не приобретала провинциального вида.
Примерно в те же годы усовершенствованные дорожные покрытия были сделаны в Театральном проезде и на некоторых других улицах.
    Зимой разница в покрытиях исчезала...Уплотненный снег на мостовой достигал иногда толщины 40-50 см и проезжая часть оказывалась выше тротуаров, так что часто сани сами скатывались боком к тротуару. В этих случаях полагалось скалывать лишний снег кирками.
   Тротуары разметались от снега метлами и чистились маленькими скребками, скользкие места посыпались песком или золой, но без соли. Соль применялась очень редко — ведь за нее надо было платить, а песок дешев, зола бесплатна.

Дополню, что в советское время брусчатка продолжала укладываться (постепенно всё больше в довоенное время заменяемая на асфальт), да и укладывается по сей день (правда не колотая а пиленая, и на бетонном основании).

Ещё добавлю, что асфальт нужно постоянно чинить, давая заработать огромной разросшейся мафии, материал этот не экологичен и до революции назывался "жидовская смола".
Tags: интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments