Роман (aromus) wrote,
Роман
aromus

про современное церковное зодчество




Новопостроенный Крестововоздвиженский собор в Лесосибирске

    В Москве, выступая 24 января на круглом столе «Современное храмостроительство – вопросы взаимодействия Церкви, общества, государства», священник, архитектор из Сибири отец Андрей (Юревич) предложил участникам задуматься над вопросом архаичности церковной архитектуры. «Мы люди 21 века, почему мы строим храмы 15-17 веков?» — задался риторическим вопросом архитектор.
    Присутствовавший на совещании церковный архтектор А. Анисимов возразил: «А вы можете объяснить, зачем? Если вы начнете с архитектуры, вам придется обратиться и к росписям, и к иконостасам, и к облачению и к языку. Тогда вы захотите говорить в храме русским языком… Я думаю, что если в Церкви поменяется служба, поменяется облачение, поменяется пение, если мы будем петь под фонограмму, смотреть иконостас в 3D – вот тогда мы будем менять и архитектуру». взял отсюда

Однако среди архитекторов есть и противоположное мнение, что нынешний образ храма- это скорее пустыня, пещера, уединение. Что все эти купола, иконостасы, паникадила и т.п. не соответствуют современному пониманию религии как интимнейшей из сфер человека (раньше-то было не так). Достаточно посмотреть на храм митрополита Антония в Лондоне, чтобы понять разницу подходов.

А может, хватит нам гоняться за современностью, всё равно ведь не угонишься? Все эти понимания, прочтения, мысли, они такие временные. Выбор образца был всегда и проблемой и почётной обязанностью Заказчика, зодчего, общества. Уж лучше традиционная архитектура и воссоздание утраченных памятников. Или мы умнее наших предков?

Это он ещё про убожество типовых храмов-200 не говорил.
Андрей Юревич окончил архитектурный институт в Москве. Еще на подготовительных курсах познакомился с будущей женой, потом решили уехать из Москвы. Весной 1980 года неожиданно молодым специалистам предложили стать архитекторами города Лесосибирска, за 4000 км, в непролазной тайге, на берегу Енисея. 16 лет он там служил главным архитектором городка. В "соседнем" Енисейске Андрей нашёл своего духовника и скоро сам стал священником в Лесосибирске в новопостроенном Крестовоздвиженский соборе (Православная община там появилась ещё в конце семидесятых). 13-ти главый собор построен в историческом русском стиле зодчества XVII века. Ещё одна особенность собора и городка- многодетность прихожан. У самого о. Андрея и его жены матушки Екатерины девять детей, трое своих и шесть приемных. В соборе пришлось отвести специальные помещения для кормления и пеленания детей.

Tags: церковная архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments